Февраль 2015. “Грани будущего”

Юлия Таранова воспитывает новое поколение «детей-шпионов» — юных гениев информационных технологий. Ее долгосрочный масштабный проект “1С:Клуб Программистов. Калининград” — про будущее, в котором хочется оказаться как можно скорее.

Зачем был создан “1С:Клуб программистов”?

Конечно, хорошо было бы говорить только про романтику — “дети-шпионы”, компьютерные гении. Но проза жизни в том, что на рынке труда есть острая потребность в профессиональных кадрах, в совершенстве владеющих информационными технологиями, а система образования на сегодняшний день не только не удовлетворяет потребностям рынка, но и каким-то образом убивает в детях интерес к программированию. Поэтому мы сами и взялись за подготовку кадров, начиная со школьной скамьи. Ведь наша компания почти 20 лет трудится в сфере автоматизации предприятий, и мы прекрасно понимаем, какими навыками и качествами должны обладать специалисты, работающие с информационными технологиями. Мы с радостью поддержали Всероссийский проект фирмы “1С — программирование” для школьников в клубном формате. Очевидно, что сейчас практически каждый ребенок свое свободное время проводит за компьютером. Задача “1С:Клуба Программистов. Калининград” научить извлекать пользу из “сидения за компом” — зародить и развить интерес к программированию, воспитать умение получать удовольствие от результата: самостоятельно написанных игр, мобильных приложений, решения простых и сложных задач, научить грамотно представлять и защищать свои достижения и привить стремление к постоянному совершенствованию в своей профессии.
Но так же важно, чтобы у ребят были сформированы правильные жизненные ценности. Поэтому мы приглашаем успешных и думающих о будущем людей на наши открытые защиты, чтобы они поддержали и вдохновили детей своими примерами, сказали какие-нибудь напутственные слова и вручили настоящий именной сертификат об окончании Модуля от фирмы 1С, который ребенок с гордостью поместит в свое портфолио. Представители бизнеса, власти и образования должны объединиться, чтобы воспитать поколение, способное изменить ситуацию в нашей стране к лучшему.

Набоков писал: “Балуйте своих детей, господа, — ведь вы не знаете, что их ждет в будущем”. Какие способы критики и оценки вы используете в работе?

Пожалуй, мысль Набокова несколько глубже примитивных “много конфет” и “все позволено”. Думаю, что баловать — это предоставить возможность детям раскрыть все свои таланты, тем самым подготовив их к будущему. Критика должна быть честной и конструктивной. Надо не только указывать на неидеальные моменты, но и показывать, в каком направлении ребенок должен совершенствоваться. Детям очень важно знать и уметь видеть правду, отделять факты от мнений и суждений. В информационных технологиях — тем более. Ведь тебе нужно построить алгоритм — оптимальный путь от текущего состояния к желаемому результату и написать программу, реализующую этот переход. Важно, чтобы родители поддерживали стремление ребенка развиваться, вместе с ним гордились его достижениями, добавляя ребенку уверенности в себе. Мы проводим открытые защиты детских проектов, с обязательным участием мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Очень важно дать ребятам возможность выступить и продемонстрировать свои достижения. Когда ребенок делает что-то, ему необходимо понимать, что важен не только процесс, но и результат. Во время защиты он осознает, что что-то в проекте можно улучшить, у него появляется навык представления своего труда и самопрезентации, и, главное, он чувствует уважение к своей работе со стороны взрослых. Кроме того, дети видят, когда кто-то из них делает лучший проект, и понимают, что могли бы что-то усовершенствовать в своем. Это правильное позитивное соперничество. И, что очень важно, они соревнуются сами с собой, чтобы в следующий раз выступить лучше.

Как выстроен процесс обучения?

У нас несколько учебных курсов, каждый из которых идет на протяжении двух лет и делится на полугодичные модули. Изучаем профессиональные, востребованные на рынке труда языки программирования Java и 1С: Предприятие. Между прочим, 1С — самый востребованный язык программирования, в России наибольшее число вакансий на рынке составляют разработчики на 1С.
Также преподаем “Алгоритмы и олимпиадное программирование”, позволяющий принять участие в тусовке самой продвинутой молодежи, войти в элиту, одерживать победы в олимпиадах и получить льготы при поступлении в вузы; «Системное администрирование», где ребята собственными руками собирают компьютер, устанавливают ОС, обжимают сетевые провода, настраивают локальную сеть, блокируют действие вредоносных программ, находят и устраняют неисправности, причем после курса такой школьник уже автоматически -молодой специалист с набором знаний, востребованных в быту и на рынке труда; “Подготовка к ЕГЭ по информатике”, позволяющий получить высокий балл по ЕГЭ, что необходимо при поступлении в профильный вуз. Задача курсов — зародить у учеников интерес и повысить его до уровня самостоятельной работы, дать им ощутить гордость за собственные проекты, развить способность мыслить логически — быстро определять последовательность решения задачи, выделять главное, изучить «соль» программирования — сортировку и поиск, работу с массивами данных и тому подобное. Уже на первых модулях дети создают прикольные игры, а на третьем и четвертом сами делают крутые сайты и программы учета личного времени, с которыми можно уже по-настоящему работать. Романтику добавляет клубный формат: свободная обстановка, общение со сверстниками и преподавателем, в перерывах — теннис и кофе-брейк. Причем в клубе только два правила: “Задавать много вопросов” и “Сделал сам, помоги другому”. Детям очень нравится не только учиться в Клубе, но и чувствовать себя круче сверстников в школе. У нас, конечно, есть клубная символика — фирменные майки, кепки и значки — некий табель о рангах в клубе: кто сколько и каких модулей закончил. Дизайн значков дети придумали сами.
Клубом Программистов наш проект не ограничивается — мы пытаемся выстроить систему непрерывного образования. В КГТУ мы открыли филиал кафедры систем управления и вычислительной техники на базе группы компаний “DRV”. Таким образом, мы будем продолжать растить профессионалов далее в студенческой среде, чтобы затем вывести их на рынок. В своей работе мы очень рассчитываем на поддержку людей, которые понимают и верят, что будущее можно и нужно менять уже сейчас.

Вы признаете деление на гуманитариев и логиков?

С одной стороны, да — у одних голова заточена на то, чтобы писать поэмы и рисовать картины, а у других — считать экономические показатели и строить серьезные математические вычисления. С другой — сегодня границы стираются, информационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Поэтому в Клубе учатся разносторонне развитые дети: математики и спортсмены, музыканты, художники и лингвисты. Сейчас их около ста. Стать членом клуба может любой ребенок с 4‑го по 11‑й класс, причем без дополнительной подготовки. Правда, набор в клуб у нас пока происходит только три раза в год — осенью, зимой и летом. Сейчас февраль, и есть все шансы успеть подарить ребенку путевку в новую профессиональную жизнь.

Публикация в журнале “Shopping. Люди и вещи”. Февраль 2015.

Поделиться: